вторник, 3 сентября 2013 г.

В нашем ДОУ очень важное место отведено формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников через сказкотерапию!
Сказка в жизни детей!

Научись любить и понимать людей,
и рядом с тобой всегда будут друзья.


Период дошкольного детства – необходимый, важный, очень интересный момент в жизни каждого человека! Мир детского сознания сложен и строится из других миров. Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Уже в четыре года у ребенка начинается активный процесс образного мышления. Образы — это уникальные мыслительные конструкции. Как же они возникают у маленького человека? Мозг младенца реагирует на внешний мир только эмоционально. Эмоция в переводе с латинского — потрясаю, волную. И действительно, она похожа на волну: пробежала по телу, вызвала приятные или неприятные ощущения и исчезла. По мере развития мозг малыша уже способен запомнить воздействия разных источников. Однажды дотронувшись до горячего чайника, ребенок уже больше этого не сделает. Эмоции, которые мозг запоминает и может по памяти воспроизвести, мы называем чувством. Постепенно мозг осваивает более сложную операцию. Вызвав в памяти чувство, он его закрепляет в виде образа. Образ может быть описан разными способами, но главное, что любое его воспроизведение по сути своей является творчеством. Что такое сказка?
Сказка – это образное изображение жизненных реалий. События, происходящие в них, могут случиться в жизни каждого из нас, но только не в буквальном смысле. Но все могут провести параллели между событиями реальной жизни и определенными обстоятельствами, описанными в сказках. Жизненные сценарии, которые закладываются в детстве основываются на сказках. С помощью сказочных сюжетов маленький ребенок впервые в своей жизни усваивает основные жизненные принципы, узнает что такое хорошо и что такое плохо.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, речевого развития, развития творческих способностей, расширения самосознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. [2, 10] В совместной деятельности по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. Придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. С помощью сказки дети могут расширить свои фантазии об одном образе, а это, в свою очередь, научит мозг работать над своей мыслью, расширять и уточнять ее. Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этой работы — преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. Сказочное повествование, в которое мы вписываем наши образы, выстраивает их в логическую цепочку, и они следуют один за другим. Это закладывает основу логического мышления. Если всмотреться повнимательнее, то в сказках можно найти основы и самого высокого мыслительного процесса, позволяющего людям совершать величайшие открытия мышления.  Исследованиями установлено, что обработка сообщений метафорического типа происходит в правом полушарии. Оно же в большей мере, чем левое отвечает за эмоциональную и образную стороны мышления.

Представьте себе ребенка, угнетенного страхами перед вступлением во взрослую жизнь, момент выпуска из дошкольного образовательного учреждения. Вы наверняка видели таких детей. Они часто капризничают, с трудом воспринимают новых людей, новые события, не хотят играть сами, им все не так. Дело в том, что длительное психическое напряжение, вызванное эмоциональным дискомфортом, приводит к продолжительному дисбалансу в организме ребенка, а это, в свою очередь, вызывает недомогание и в конце концов болезнь. Вот почему мы работаем с детьми со сказкой. То, что вызывает дискомфорт у ребенка, «записано» у него в правом полушарии мозга в виде чувства. В сказочной форме мы начинаем разговаривать с детьми на языке правого полушария, на языке аналогий и метафор, пытаясь не только создать новые красивые образы, но и просим мозг обрисовать свои негативные чувства в виде образа. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сказкотерапия является важным «инструментом» по формированию навыков поведения, адаптированности ко взрослой жизни, развития интеллектуальной зрелости, формирования эмоционального благополучия. И в нашем ДОУ данной проблеме уделяется большое внимание.

Заканчивается чудесная пора детского сада, у ребенка появляются новые обязанности, которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.

Согласно ФГТ, содержание работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей и оказание им помощи в освоении общеобразовательной программы

Функции сказок тесно связаны с основными направления деятельности педагога-психолога:

1.Диагностическая. Позволяет определить состояние ребенка и поставить основные цели для дальнейшей работы. Данный вид сказок применяется на начальном этапе, так как позволяет продиагностировать, выявить определенные свойства личности, проблемы, уровень развития необходимых знаний об окружающей действительности, жизненные ценности и другое.

2.Прогностическая. С помощью сказки мы можем увидеть не только настоящее но и заглянуть в будущее. Этой цели мы можем достичь, анализируя сказки вместе с ребенком, давая ответы на возникшие вопросы. В конечном результате, благодаря данному виду работы со сказкой нам откроются особенности поведения ребенка, видения им окружающего мира и стратегии своего дальнейшего поведения.

3.Воспитывающая. Сказка позволяет научить простым истинам, воспитать качества и свойства личности, используя яркие образы, сюжеты.

4.Коррекционная. Происходит замена «неподходящего» поведения необходимым. Основной целью данных сказок является изменение, выработка необходимых навыков, умений, приобретение знаний, которые могут помочь человеку в дальнейшем.

Работа со сказкой в нашем дошкольном учреждении осуществляется по трем направлениям:

           1.      «Лесная школа» психокоррекционные сказки Панфиловой М. А.. Программа состоит из шести разделов: работа по выработке навыков школьной адаптации, работа по повышению школьной мотивации; работа по повышению школьных ценностей; работа по формированию здорового образа жизни; работа по обучению навыков общения;  работа по формированию сплочения в коллективе. В каждом разделе выделяют 4 до 7 этапов совместной деятельности. Работа по данному направлению ведется еженедельно по 30-40 минут с детьми подготовительной группы.

2. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.  Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизации.

Особенность предлагаемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений. Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группе рекомендуемая длительность сказкотерапии 15—20 мин. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса сказкотерапии может достигать 25—30 минут.

3.Психокорекционные сказки. Работа в данном направлении подразумевает использование сказки в конкретный момент. Заметив робость ребенка, читаем сказки, подавляющие страх. На развитие эгоистических черт характера воздействуем сказками, способствующими устранению агрессии. Еще сказки способны помочь ребенку в состоянии стресса или печали.

В каждом человеке, ребенке и взрослом на уровне подсознания заложено стремление отвечать общепринятым, установленным векам, способам мышления и поведения. Поэтому чувства и поступки положительного героя малыш сразу де проецирует на себя. Проявляется это обычно сначала внешне, затем поступки персонажа превращаются в особенности поведения ребенка и становятся его собственными. Малыш начинает сознавать их необходимость, он уже не может на добро ответить злом, обидеть младших и слабых, вырабатываются моральные критерии, что и является целью сказкотерапии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий